Что такое дисграфия у детей 8 лет

Что такое дисграфия у детей 8 лет

Дисграфия обычно выявляется, когда ребёнок отправляется в школу. Суть патологии состоит в нарушении письменной деятельности. Проблемы возникают из-за дефицита сформированности всех функций психики, которые несут ответственность за контроль и выполнение письма.

А теперь остановимся на этом подробнее.

Что такое «дисграфия»?

Дисграфией вызывают полное или частичное нарушение письменной деятельности, вызванной дефицитом формирования порядка функций психики. Патология проявляется постоянными специфическими ошибками при написании. Без целенаправленной коррекции устранить их не удастся.

Наибольшее распространение патология получила среди младших школьников. Это связано с тем, что большинство детей страдает фонематическим или общим недоразвитием речи. Если имеет место быть подобное нарушение, освоить письмо значительно труднее.

В зависимости от степени выраженности выделяют аграфию и дисграфию. В первом случае ребёнок вовсе не может овладеть письмом. Он полностью теряет подобные способности. При развитии дисграфии письменная речь присутствует, однако наблюдается ее искажение.

Сегодня существует большое количество разновидностей заболевания. Выделяют следующие варианты дисграфии:

  1. Оптическая. Ребёнок зеркально отображает символы или предложения. Он может писать буквы не полностью или воспроизводить их на бумаге с лишними частями.
  2. Проблемы с языковым анализом и синтезом. Ребёнок дублирует слоги. Имеют место быть трудности со слитным и раздельным написанием.
  3. Акустическая. Возникает в результате слуховых нарушений. Она сопровождается подменой парных букв друг другом. Возможно возникновение нарушений по звонкости и глухости или твердости и мягкости.
  4. Артикулярная акустическая. Похожа на предыдущую разновидность патологии. Возникает из-за неверной артикуляции, которая приводит к неправильному мысленному представлению о структуре слова.
  5. Моторная. Редко связана с ментальными особенностями. Обычно появляется из-за того, что ребёнок не может верно управлять рукой при письме. Это может проявляться в низкой скорости написания слов или постоянном изменении наклона и размера букв. Иногда возможен слишком слабый или слишком сильный нажим на бумагу. Линии получается дрожащими. Имеет место быть скованность движений. Особенно такое явление заметно при переходе от одного символа к другому.
  6. Аграмматическая. Наблюдается из-за грамматической несогласованности в словосочетаниях. Ребёнок может путать род, склонение, падежи, числа, подменять предлоги. Возможно допущение ошибки в проверках гласных в корне, если на них не падает ударение. Такое явление чаще всего наблюдается в религиозных семьях или при длительной жизни за рубежом. Некорректная методика раннего обучения иностранному языку также способна привести к возникновению такого явления.

Дисграфия у школьников

Дисграфия очень похожа на банальную безграмотность и незнание правил языка. Однако проблема кроется значительно глубже. Чтобы понять, в чём разница, достаточно взглянуть на следующий пример. Необходимо попросить ребёнка написать слово «предложение». Человек, который не знает правил русского языка, скорее всего сделает ошибку в начале слова и напишет «придложение». У ребенка с дисграфией это слово может выглядеть, как «бретлошение».

Почерк у детей с патологией часто бывает неразборчивым и неровным. Чтобы написать слово, ребёнку требуется приложить много усилий. При этом он пишет медленно. Если больной обучается в классе с обычными детьми, он может испытывать переживания из-за медлительности, допускаемых ошибок. Дополнительно усугубляет проблему недовольство учителей. В речи ребенок, страдающий патологией, часто не может строить длинные предложения. Он предпочитает молчать или говорит очень кратко. Из-за этого пациент не может общаться со сверстниками. Ему кажется, что все одноклассники настроены против него.

Статистика показывает, что патология может сопровождаться другими заболеваниями. Чаще всего дисграфия выявляется совместно с дислексией. Дополнительно у ребенка могут присутствовать проблемы в речи и нарушения иных физических функций.

Дисграфия у младших школьников

Дети младшего школьного возраста чаще всего сталкиваются с проблемами. Они проявляются в процессе обучения письму в начальной школе. Ребёнок начинает писать слова с фонетическими ошибками. Слоги формируются неправильно. Присутствует добавление лишних букв или пропуск нужных. Нередко несколько слов пишется слитно.

Симптомы дисграфии

Симптомы патологии проявляются во время письменной речи. Заподозрить присутствие дисграфии можно по следующим признакам:

  • ребёнок пропускает строчки или буквы;
  • присутствует слитное написание предлогов со словами;
  • отсутствуют отступы между словами и предложениями;
  • ребёнок не соблюдает правила переноса слов и границы полей в тетради;
  • ребёнок не может определять написание временных границ;
  • почерк неразборчивый, неаккуратный и мелкий;
  • буквы написаны коряво;
  • безударные гласные пишутся неправильно;
  • присутствует множество лишних букв и слогов.

Причины и профилактика дисграфии

Причин, приводящих к возникновению дисграфии, много. Явление может возникнуть в результате наследственности или соматических заболеваний, продолжающихся длительное время. Плохая социализация ребенка также является возможной причиной появления патологии. Риск возникновения заболеваний повышается, если человек мало общается со сверстниками. Много зависит и от речи взрослых. Если бабушки, дедушки, родители и иные окружающие ребенка говорят неграмотное и нечетко, это может отразиться на пациенте. К патологии приводят и нарушения в работе головного мозга. Они могут быть получены в результате:

  • родовой травмы;
  • асфиксии;
  • внутриутробной инфекции.

Спровоцировать появление патологии может и попытка обучения ребенка чтению и письму в слишком раннем возрасте. Многие женщины хотят, чтобы их дети освоили эти навыки в трехлетнем возрасте. Однако всему свое время. Такие дети психологически не готовы к освоению трудного для них материала. Возможно и противоположное явление. Если родители халатно относятся к воспитанию детей, проблемы также могут возникнуть.

Читайте также:  Вазомоторный ринит что это такое у детей

Патологии можно избежать, если заранее уделить внимание различным профилактическим мерам. Врачи рекомендуют:

  • постоянно читать ребенку книги с момента рождения;
  • начинать занятия по подготовке к школе с возраста 4-5 лет;
  • записать ребёнка в творческие кружки, способствующие развитию крупной и мелкой моторики кистей рук.

Коррекция дисграфии с упражнениями

Дисграфия поддается коррекции. Однако родители должны быть готовы, что им придется потратить достаточно много сил на борьбу с патологией. Нарушение требует квалифицированной логопедической помощи. Обычно борьба с заболеванием осуществляется при помощи выполнения различных упражнений. Они зависят от возраста ребенка и особенности заболевания. Так, для борьбы с патологией могут использоваться:

  1. Магнитная Азбука. Применяется для детей младшего школьного возраста. Азбука просит ребёнка складывать из букв слоги и слова, а затем произносить их. Это позволяет запомнить графические образы и правильность написания.
  2. Схематичные слова. В схематичном варианте рисуются картинки с изображением разных предметов, а также пишутся их названия. Так, если нарисована лошадь, под ним пишется звуковая схема «л-о-ш-а-д-ь». Задача ребенка состоит в правильном произношении слова и самостоятельном его написании. Все звуки необходимо выговаривать четко.
  3. Игра в писателя. Ребенка просят взять перо и чернила и написать что-нибудь. С помощью метода формируется правильное положение ручки по отношению к бумаге.
  4. Работа над почерком. Чтобы ребенок писал понятно, необходимо использовать тетради в клетку. Во время домашних занятий родители должны предложить ребенку вписать букву в каждую клеточку. Однако не стоит предлагать переписывать слишком большие тексты. Ребёнок заскучает. Выполнение упражнений может превратиться в пытку.
  5. Пропущенные буквы. Необходимо дать ребёнку текст, в котором отсутствует ряд букв. Вместе с заданием нужно дать тот же отрывок, но написанный правильно. Задача ребёнка будет состоять в переписывании букв на место пропуска. Упражнение позволяет тренировать внимание и запоминать правильное написание слов.
  6. Проведение диктанта. Обычно метод используется для детей более старшего возраста. Метод дает возможность отработать речевое восприятие.
  7. Разделение текста на смысловые блоки. Метод особенно актуален, если требуется много писать в тетради.
  8. Заучивание слов из словаря. Эксперты советуют ежедневно повторять и учить минимум три-четыре новых словарных слова. Однако не стоит перебарщивать. Если родители начинают требовать от ребенка слишком многого, это приведет к потере интереса к занятию и отказу в продолжении обучения.
  9. Заучивание стихотворений наизусть. Метод позволяет тренировать память и развивать речь. Эта особенность в последующем положительно скажется на письме.

Работая с ребенком, у которого выявлена дисграфия, важно не заставлять его раз за разом исправлять допущенные ошибки, а научить не делать их. По этой причине все выполненные задания родители должны проверять самостоятельно.

Коррекция у школьников

В обычных школьных условиях борьба с патологией осуществляться не может. Коррекционная работа проводится в зависимости от разновидности нарушения. Цели выполнения действий состоят в следующем:

  • улучшение всех познавательных сфер;
  • увеличение словарного запаса;
  • формирования связной речи;
  • устранение дефектов, возникающих в звукопроизношении;
  • развитие аналитико-синтетической способности;
  • улучшение слухового и пространственного восприятия;
  • развитие грамматической стороны речи.

Навыки, которые ребёнок сможет получить в ходе коррекции, закрепляются при помощи выполнения письменных заданий. Дополнительно рекомендуется пройти обследование у психоневролога. Это позволит выявить сопутствующие дисграфии нарушения, если они имеют место быть. В случае постановки подобного диагноза назначается медикаментозное лечение. Дополнительно проводится процедура физиотерапии. Ребенка могут направить на лечебную гимнастику или мануальную терапию.

Коррекция у младших школьников

Сегодня разработано достаточно много эффективных упражнений, позволяющих выполнить коррекцию дисграфии у младших школьников. Подбор подходящих упражнений осуществляет специалист. Родители могут выполнять вместе с ребёнком следующие упражнения:

  1. Лабиринты. Это игровое упражнение, которое способствует развитию крупной моторики. С его помощью повышается внимание. Суть упражнений состоит в необходимости проведения непрерывных линии. При этом важно, чтобы ребёнок не менял положение руки и не поворачивал и листок бумаги, на котором изображён рисунок, используемый для соединения по точкам.
  2. Корректурная правка. Для выполнения упражнения необходимо взять книгу, которую ребенок ранее читал. Текст должен быть напечатан средним шрифтом. Затем родитель должен дать задание подчеркнуть в тексте какую-нибудь одну букву. Например, это может быть a или o. Изначально стоит давать задание только на 1 букву. Рекомендуется выполнять упражнения не более 5 минут в день. Через 5 суток можно усложнить задание. Так, задание теперь может состоять в том, что необходимо подчеркнуть одну букву, а следующую зачеркивать или обводить. Затем следует попросить отметить парные буквы, имеющие некоторые сходства.
  3. Пишем вслух. Суть метода состоит в проговаривании всего, что пишется, именно в том виде, каким оно воспроизводится на бумаге. При этом необходимо подчеркивать слабые буквы. Такое название получили звуки, которым в процессе произношения не уделяется внимание, но они обозначаются на письме. Необходимо чётко проговаривать окончания всех слов и записывать их.

Упражнения должны выполняться систематически. В ином случае они пользы не принесут.

Ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них встречается большее или меньшее количество ошибок, которые являются закономерными. Но у одних детей эти ошибки исчезают на определенной стадии овладения письменной речью, а у других – нет.

Читайте также:  Псориаз давоси

Некоторые родители и учителя считают эти ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т. д. На самом деле в основе этих ошибок могут лежать более серьезные причины.

Ученые выявили, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию.

Если ребенок делает ошибки

Если в конце первого – начале второго класса ребенок всё еще допускает массу ошибок на письме, то необходимо убедиться в том, что эти ошибки не являются проявлением дисграфии.

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся специфических ошибках.

Как же разграничить дисграфические ошибки от ошибок «роста», закономерно встречающихся у детей при овладении письмом?

Ошибки при дисграфии по внешнему проявлению сходны с ошибками, встречающимися в процессе овладения письменной речью. Однако при дисграфии эти ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время. Дисграфические ошибки не регулируются применением орфографических правил.

Перечислим наиболее часто встречающиеся ошибки дисграфического характера.

  • Искажение состава слова

Пропуск и перестановка букв или слогов (крова вместо корова, онко вместо окно). Вставка лишних букв или слогов (тарава вместо трава).

  • Смешение букв, обозначающих сходные по произношению звуки

Это гласные о – ё, о – у (рочей вместо ручей, лёбит вместо любит). Такие согласные, как д – т, з – с, ж – ш, б – п (медёт вместо метёт, собага вместо собака, черёмука вместо черемуха).

  • Смешение букв, сходных по написанию

Ребенок с дисграфией на письме часто путает буквы б – д, т – п, и – у и др. (белка – делка, стешил – спешил, паик – паук).

  • Несоблюдение границ слова

Ребенок пишет слова вместе либо делит слово на части, смещает границы слова (идетснег, вседети; на ступил, к ормит). Часто можно увидеть ошибки при написании слов с предлогами (Вдоме горел свет. Петя идет вшколу).

  • Несоблюдение границ предложения

Отсутствие знаков, обозначающих конец предложения (Наступила зима падет снег ребята вышли во двор). Начало предложения не знаменуется заглавной буквой (в этот день ярко светило солнце. было тепло).

  • Аграмматизмы на письме

(много карандашов, на ветков).

Почерк детей с нарушением письма часто бывает неровным, неразборчивым. Ребенок пишет медленно, проявляя при этом много усилий.

Письменная речь – это не только письмо, но и чтение. Именно поэтому дисграфия обычно является к ребенку не одна. Чаще всего ее спутница – дислексия (нарушение чтения).

Чтение у ребенка с дислексией протекает крайне медленно и часто носит угадывающий характер. При дислексии во время чтения наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки и смешение букв, сходных по начертанию, пропуски строчек. Нередко ребенок плохо понимает смысл прочитанного.

Проблема нарушений письменной речи у школьников очень актуальна, потому как именно письмо и чтение становятся базой и средством для дальнейшего обучения. Ученик, хорошо читающий, умеющий воспринимать чужие мысли, выраженные в устной и письменной речи, умеющий достаточно быстро и правильно записать прочитанное или прослушанное, легче приобретает знания по всем предметам.

Легче предупредить

Устранение дисграфии и дислексии наиболее успешно при раннем их начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить их развитие. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте очевидна. Зачатки нарушения письменной речи можно выявить уже в младшем дошкольном возрасте. Особое внимание необходимо обратить на детей, чьи родные страдают дисграфией и дислексией, а также на детей с различными нарушениями устной речи.

Именно поэтому рекомендуется показывать ребенка логопеду каждый год, начиная с рождения. Грамотный специалист будет внимательно наблюдать за тем, в каком возрасте ребенок начал гулить, лепетать, произносить первые слова и фразы, как формируется его звукопроизношение и соответствует ли возрастной норме его речевое развитие в целом. Логопед обратит внимание на то, как у ребенка развиваются другие психические функции, которые принимают активное участие в речевом развитии, как формируется крупная и мелкая моторика.

Что же делать родителям, если письменная речь ребенка развивается с трудом?

Не ждите, что нарушение само по себе пройдет, ищите квалифицированного специалиста – логопеда, имеющего опыт работы с детьми с нарушением письменной речи. Грамотный логопед знает не только тонкости русского языка, но и понимает механизмы письма и чтения, понимает, что происходит в голове ученика, когда он пишет и читает.

Также следует обратиться к неврологу или психоневрологу, который порекомендует лекарственные препараты, улучшающие память и обмен веществ мозга.

Нарушение письменной речи – это не приговор. Если вовремя заметить эту проблему и своевременно принять меры, то дисграфию можно скорректировать. Процесс это не быстрый. Могут потребоваться месяцы, а то и годы систематических занятий со специалистами. Главное – помнить, что эффективность коррекционных занятий требует тесного сотрудничества врача, логопеда, учителя и родителей.

Виктория Станиславовна Бунина – логопед, нейрореабилитолог, магистр психологии

Дисграфия – это трудности в письменной речи на этапе ее становления или в дальнейшем, при которой нет нарушений интеллекта, он хорошо развит и не имеет отклонений. Дисграфию относят не к самостоятельному диагнозу, а к одному из синдромов, наряду с другими – задержкой речевого развития, дислексией и тд. Чаще всего возникает у детей в школьном возрасте, и выявляется начиная с начальных этапов школьного обучения, хотя возможна уже и у взрослых.

Читайте также:  Что принимать при гриппе детям

Причины

Дисграфия у детей выявляется, если при письме формируются постоянные однотипные ошибки. Они объясняются недостаточной зрелостью в области высшей психической деятельности, за счет которой активно формируется процесс становления письменной речи. У детей с дисграфией возможны сложности при обучении чтению, им труднее овладевать грамматикой и правильно писать на слух, формировать полноценную письменную речь.

Точные причины неизвестны, в формировании расстройства принимает участие сразу несколько негативных факторов, к основным из которых относят непропорциональное развитие левого и правого полушарий в большом мозге. Специалисты говорят о том, что дисграфию может обуславливать негативная генетическая составляющая. Подобное часто можно выявить в семье, где имеется сразу два языка.

Как одно из многочисленных проявлений, дисграфия может возникать при сниженном уровне интеллектуального развития, таким детям сложно в целом научиться писать и читать, так как они трудно воспринимают устную речь и плохо запоминают, как пишутся буквы. Чаще дисграфия возникает в случаях, если имеются трудности с выстраиванием последовательностей. Если дети не могут разобраться в последовательности букв, они не могут активно организовать информацию по подробным деталям и в правильном порядке, в процессе написания они выдают проблемы в правильной последовательности букв. Тогда ребенок читает и пишет медленно, при этом делает это правильно, либо он делает это быстро, не соблюдая правил пунктуации и грамматики.

Возможна дисграфия при наличии слабости при обработке или анализе информации, полученной зрительно. Такое бывает, если дети трудно читают и обрабатывают то, что написано в книге.

Симптомы

Признаками дисграфии в детском возрасте будут множество ошибок, которые допускаются при написании текста. У таких детей плохой и мало разборчивый почерк, нет различий в буквах по типу Р и Ь, Э или З. На слух такие дети могут записывать только крайне медленно. Часто подобное принимается за нежелание учиться и лень, что приводит к снижению оценок, конфликтам с родителями и насмешкам детей. Это приводит к замыканию ребенка в себе, утрате интереса к школе, занятиям и особенно к письму, прогуливанием уроков и отказом от чтения. Это может давать неврозы, тревожность и стрессы, могут давать о себе знать задержки речевого развития и психического.

Ребенок делает ошибки, потому что не различает на слух фонемы, не может правильно разделить предложение на слова, не может понимать принципы устройства речи. Он делает ошибок больше, чем сверстники, они плохо поддаются коррекции и остаются надолго.

Проявляется дисграфия уже в школьном возрасте, хотя ее предпосылки могут закладываться в раннем возрасте. Почти всегда при дисграфии есть патологии зрения, речи или слуха, неврологические диагнозы.

Диагностика дисграфии у ребёнка

Склонными к дисграфии будут дети-левши или те, кто был переучены с левой руки, дети из семей с двуязычностью, имеющие заикание, задержки в развитии речи, эхолалию. Склонны к дисграфии дети с дефицитом внимания и дефектами памяти, те, кто слишком рано начали учиться в школе, дети, что при письме пропускают постоянно буквы или не могут дописать слово. Также необходима диагностика детям, кто на слух плохо воспринимает речь и пишет вместо «туда» «дуда», или произносят звуки неправильно, так же их и записывая, по типу «лыба» вместо «рыба».

Для диагностики применяют речевые карты это особый метод заполнения анкеты. При ее заполнении проводится со всех сторон обследование ребенка, строя речи, произношения и различия звуков, анализа и синтеза слова по составу, а также оценивают навыки письма и чтения

Осложнения

Сложности с обучением, нарушении письменной речи с ограничениями в дальнейшем труде и выборе профессии, общая задержка развития, неврозы, депрессии, провокация психических нарушений.

Лечение

Что можете сделать вы

Начинают занятия с коррекции в произношении и исправлении дефектов устной речи. По мере формирования устной речи можно помочь в становлении письменной за чет написания диктантов, который предварительно прочитывается, оговариваются буквы, запятые, и потом они повторяются уже в процессе диктанта. Все это делается без нажима, в спокойной обстановке, без негативных эмоций, не заставляйте переписывать по несколько раз. Нельзя акцентировать внимания на проблеме, чтобы не заострять проблему. Важна похвала на каждом успешном этапе, это поможет в активизации желания лечиться. Полезными будут специальные упражнения, занятия дома и с логопедом, особая азбука. Также показаны анализ слов и выделение букв.

Что делает врач

Необходимо исключение неврологических патологий, консультации психолога, логопеда и невролога. Медикаментозная терапия не применима.

Профилактика

Важно начало занятий речью, чтением и письмом ребенком по мере созревания его функций, не стоит торопиться и усердствовать в освоении чтения и письма до школы. Важно, чтобы ребенок подходил к освоению речи осознанно, понимал, что он говорит и пишет.

Ссылка на основную публикацию
Что такое взвесь в мочевом пузыре
Клинический случай заболевания мочекаменной болезнью у беспородного кота Автор (ы): Игорь Мильштейн, ветеринарный врач, Екатеринбург Журнал: №3 - 2017 на...
Что принимать при повышенных триглицеридах
Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ), распространенность которых среди пациентов с сахарным диабетом (СД) 2 типа более чем в 4 раза превышает таковую...
Что принимать при судорогах мышц
Тренировка проходила по намеченному плану, и ничто не предвещало беды. Но в самый разгар занятий начались мышечные судороги такие, что...
Что такое витамины краткое определение
Витамины - это жизнь В конце зимы и начале весны многие из нас отмечают вялость, слабость, снижение работоспособности и сопротивляемости...
Adblock detector