Что такое моральное поведение

Что такое моральное поведение

ОЦЕНКА МОРАЛЬНАЯ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

ОЦЕНКА МОРАЛЬНАЯ – один из видов оценки, акт выявления и обоснования моральной ценности тех или иных феноменов (поступков, намерений и пр.), из которых складывается сознательная человеческая деятельность; суждение (высказывание), выражающее специфически моральное «одобрение» или «неодобрение» этих феноменов. В системе нравственных отношений моральная оценка выполняет гл. о. роль моральной санкции, социальная значимость и эффективность которой определяется реальным весом морали среди других факторов, детерминирующих человеческое поведение. Структура моральной оценки (как и др. видов оценки) изучается в логике оценок, являющейся одним из разделов модальной логики. Логико-лингвистический анализ оценочных моральных терминов и высказываний как особых форм языка морали осуществляет метаэтика.

Всякая конкретная моральная оценка представляет собой применение некоторого общего морального положения (принципа, нормы, идеала, постулата, критерия) к частной ситуации. Оценочное суждение, напр. «Поступок X морально добр», фактически является выводом из некоторых явно или неявно принимаемых посылок, напр. «Поступок X направлен на благо общества» (фактологическое суждение) и «Все, что способствует общественному благу, является морально добрым» (общий моральный постулат). Эти посылки суть основания данной конкретной оценки. Общая моральная посылка, как и вывод, представляет собой оценочное суждение, которое в свою очередь может опираться на еще более общее основание. Вопрос о природе и происхождении предельно общих положений (принципов, начал) морали, а также о возможности обоснования частных моральных оценок с помощью одних только фактологических (или вообще «внеморальных») посылок является предметом дискуссий в этике, метаэтике и логике оценок (см. Юма принцип). Споры идут и вокруг проблемы специфичности моральной оценки, ее отличия от других видов оценок. В любом оценочном суждении обозначен объект оценки и выражено (посредством слов «добро», «зло», «хороший», «плохой», «правильный», «неправильный» и др.) позитивное или негативное отношение к этому объекту. По вопросу о специфичности объекта моральной оценки большинство представителей аналитической философии сходятся в том, что в этой роли могут выступать лишь социально значимые душевные качества и поступки разумных, вменяемых личностей, другие же реалии индивидуальной и общественной жизни, как и явления природы, не подлежат моральной оценке. Нередко указываются и дополнительные признаки, позволяющие уточнить и ограничить потенциальное поле моральной оценки, напр. наличие ситуации, когда интерес субъекта, намерения или поступки которого оцениваются, сталкивается с интересами других людей, вовлеченных в данную ситуацию. Чаще, однако, моральные философы выясняют специфику не объекта моральной оценки вообще, а объекта позитивной (и соответственно негативной) оценки, т.е. устанавливают критерий, позволяющий отличить «морально одобряемые» предметы от «морально осуждаемых», разграничить (по содержанию) понятия морального добра и зла, дать определение этих понятий. Анализ логических проблем, сопутствующих всякой попытке построить дефиницию добра, дан Дж.Э.Муром в «Принципах этики» (1903) (см. Натуралистическая ошибка).

Моральная оценка обладает помимо содержательной также и формальной спецификой. Современные аналитики, продолжающие линию этического рационализма, ищут ее отличительные признаки в особых логических свойствах оценочных моральных терминов и суждений. Отмечается, в частности, объективно-безличный («бессубъектный») характер моральной оценки, ее универсальность («универсализуемость» – Р.Хэар) и аподиктичность (категоричность, безусловность). Другие исследователи, идущие в русле этического эмпиризма и сентиментализма, делают акцент на психологической «форме» моральных терминов и суждений – их особого рода «эмотивности» (см. Эмотивизм). См. также Суждения моральные.

Из определения понятия нравственной культуры вытекает представление о глубинной, органической взаимосвязи понятий «мораль» и «поведение». В связи с этим возникает необходимость в уточнении таких понятий, как «деятельность», «поведение», «поступок», «мотив», а также соотношения понятий «организационное повеление», «деловое поведение» и «служебное поведение».

Читайте также:  Болевые ощущения при семяиспускание у мужчин

Деятельность — совокупность действий, вызывающих изменения в окружающем мире или в самом субъекте деятельности.

Категория деятельности исследуется философами, психологами, социологами.

Философы изучают деятельность как специфическую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Психологи, основываясь на постулате единства психики и деятельности, рассматривают последнюю как динамическую систему «взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности» [1] .

Социологи исследуют деятельность как сложную многоплановую систему — практическую и духовную, как способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира [2] .

Все эти подходы объединяет то, что человеческая деятельность в них рассматривается как специфический способ отношения человека к миру, который отличается целенаправленностью действий, соединяя в неразрывном единстве внешнюю предметную деятельность и деятельность сознания, и оценивается с точки зрения ее значения как для самого деятеля, так и для окружающих.

Исследование деятельности как категории этики позволяет из всего многообразия общественной практики людей выделить ее нравственную сторону, а из всех видов побуждений (материальные интересы, привычки, склонности и т.д.) — «специфические нравственные мотивы: желание совершать добро, подчинение чувству долга, стремление осуществить определенные идеалы». Поэтому под моральной деятельностью в этике понимаются только те поступки, которые сознательно подчинены определенным моральным целям.

Понятие «моральная деятельность» в современной этической литературе нередко употребляется в качестве синонима понятия «нравственное поведение», рассматриваемого в качестве свойства социального поведения. Действительно, если понятие моральной деятельности характеризует целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то поведение как совокупность поступков человека, которые могут быть подвергнуты моральной оценке, есть то же сознательное, целенаправленное действие в неразрывном единстве субъективных побуждений и социально значимых последствий, практических действий индивида и подструктур его сознания (знаний, убеждений, чувств, привычек). «Поскольку человеческая деятельность отличается сознательным полаганием целей и выбором средств их достижения, постольку поведение людей включает в себя в качестве своего существенного элемента также деятельность сознания. Поэтому. бессмысленно говорить о человеческом поведении вне его связи с деятельностью сознания. Вне поведения нет морали. » [3] .

Поведение — специфическая форма человеческой деятельности, совокупность поступков, в которой проявляется личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы, обнаруживается его отношение к окружающей действительности [4] ; объект правовой, моральной, иной оценки и регуляции; отражение уровня нравственной культуры личности.

Моральное же поведение как особая форма индивидуальной деятельности, связанная с взаимоотношениями людей, представляет собой совокупность поступков человека как элементарных, морально значимых актов человеческой деятельности, осуществляемых в условиях альтернативного выбора, рассматриваемых с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Поступок — действие, предшествующая ему деятельность морального сознания, включающая побуждение, мотив, намерение, выбор, решение, а также последующая деятельность морального сознания, включающая самооценку человеком своего поступка и отношение к его поступку со стороны окружающих.

Поступок — целостное явление, неразрывно соединяющее в себе субъективно-личностные мотивы и объективно значимые результаты. Его структура включает субъективный мотив, общественно значимый результат и внешние условия перехода мотива в результат, т.е. совершения поступка. С точки зрения этики самое главное в поступке — его моральная ценность.

Читайте также:  Слс синдром при беременности

Мотив (франц. motif — побуждение) — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Социологи определяют мотив (мотивацию) как побуждение к активности и деятельности субъекта (личности, социальной группы, общности людей), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. Психологи, расширяя границы этого понятия, исследуют мотив и как совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность, и как предмет, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради которого эта деятельность осуществляется, и как осознаваемую причину, которая лежит в основе выбора действий и поступков человека.

Выработанные в обществе или микроокружении моральные ценности определяют содержание нравственной мотивации личности, которая во взаимодействии с другими регуляторами поведения человека является одним из важнейших факторов, обусловливающих поведение личности, его движущей силой.

Убеждение — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

В качестве мотивов могут выступать любые элементы человеческого сознания:

  • — потребности (осознанная необходимость их удовлетворения);
  • — интересы;
  • — цели (образы желаемых результатов деятельности);
  • — установки (состояние готовности действовать определенным образом);
  • — социальные ориентации;
  • — привычки (установки на определенные формы поведения);
  • — убеждения (глубоко осознанные установки и ориентации, ставшие общими принципами поведения и определяющие более частные мотивы поведения).

Идея единства сознания и поведения получила основательную аргументацию и разработку в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н.Леонтьева, Д. Н. Узнадзе и других. Социологический анализ социального поведения стал предметом самого пристального внимания к нему со стороны виднейших представителей мировой социологии — П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона, Р. Дарендорфа и других.

Следовательно, поведение человека можно анализировать только в связи с деятельностью его сознания.

Мораль – ценностно-нормативный комплекс, регулирующий поведение индивидов. Прививает обществу правила поведения, из которых вытекает нравственность – реальное поведение. Этика – наука о морали и нравственности.

Подходы к изучению морали

Натуралистический – происходит от усложнения групповых чувств, обеспечивает живучесть рода в природе. Натуралисты не различают социального и биологического, оно соединено, границы между человеческим и животным сознанием не существует.

Религиозно-идеалистический – Бог одарил человечество моралью.

Социологический – мораль возникает как результат коллективной трудовой деятельности и общения. Чем сложнее социальные отношения, тем выше мораль.

Выдвигаются 3 основания морали:

  1. Традиции, обычаи и нравы – культурные особенности того или иного этноса (народа). С помощью социализации проходит усвоение обычаев и норм данного общества, которые становятся привычкой, формирующей личностную сторону человека. В следствии все действа будут носить характер «так принято» или «так не принято».
  2. Общественное мнение – регуляция норм поведения через одобрение или осуждение других индивидов в обществе. В качестве награды за соблюдение моральных норм – честь, уважение, признание, а за нарушения – стыд, изоляция.
  3. Сознательность личности – согласованность личностных и общественных интересов. Совесть – главный регулятор поведения. Мораль представляется формой саморегуляции, являясь бескорыстной и личностной. Выбор поступков характеризуется добровольностью.

Моральное сознание – идеал нравственного поведения в том или ином обществе, который не выходит за границы этноса.

Моральная норма – оказывает формирующее воздействие на моральные убеждения индивида: самосовершенствование, честность, отвага, борьба за истину.

Нравственная норма – варианты повседневного поведения человека: какие поступки допустимы в обществе, а какие нет.

Читайте также:  Что такое трансвисвистит

Императивность – свойство моральных норм. Выражает значение нормы, так как в одном случае допускается запрет, а в другом приписывается позитивность. К примеру: «не лги». Комплекс норм определяется моральным кодексом.

  • Помимо этого, в кодекс входят ценностные ориентации:
  • Характеристика поступков личности;
  • Достоинства индивида, коллектива, общества;
  • Характеристика общественных институтов;
  • Ценностные понятия
  • Категории морали – добро и зло, справедливость.

Мотивация, оценка, самооценка – регулятор общественного поведения. Мотив побуждает к нравственной деятельности, ради удовлетворения потребностей личности. Мотивация – комплекс мотивов, отвечающий за приоритетность ценностей и целей индивида.

Моральная оценка – даёт ценностную оценку поступкам, поведению индивида в зависимости от существующих норм и ценностей в обществе.

Совесть – моральный самоконтроль, выражается в формулировке правил поведений, их выполнении и оценке поступков.

Долг – как относится индивид к социуму.

Функции морали

Функция Содержание
Мировоззренческая – мораль формирует ценностные ориентации: нормы, оценки, запреты, которые выполняются индивидами в обществе.
Познавательная – даёт индивиду информацию о культурной среде того или иного общества.
Регулятивная – мораль регулирует повседневную жизни людей: в общении, быту, на работе. Накладывает санкции и поддерживает правила поведения. Силой выступает общественное мнение.
Оценочная – явления и процессы в мире рассматриваются через гуманистический подход. Позволяет различать добро и зло и производные понятия (справедливость, честность). Нравственная оценка выражается в похвале, порицаниях, согласии и т.д.
Воспитательная – обеспечивает передачу ценностей и норм от поколения в поколение.
Мотивационная – человеческое поведение мотивируется нравственными принципами, побуждая что-то делать или не делать.
Контролирующая – контроль индивида самого себя, на основе осуждения окружающих или совести.
Координационная – взаимодействие людей в различных обстоятельствах.
Интегрирующая – единстве общества и целостности внутреннего мира человека.

Моральные требования

  1. Правила поведения (уступать место старшим, не лгать и др.)
  2. Моральные качества (честность, сострадание, справедливость)
  3. Нравственные принципы (альтруизм)
  4. Психологические механизмы (совесть)
  5. Моральные ценности (доброта, счастье и др.)
  6. Нравственная культура – насколько индивид воспринимает нормы и ценности общества в котором живёт.

Мораль – это противоборство добра и зла. Добро понимается под влечением человека к поддержанию межличностных отношений, к достижению совершенства. Добро носит созидательный характер, а зло – разрушительный (разрушает общественные отношения и личность изнутри)

Мораль выбор – это степень свободы между выбором добра и зла. За последствия индивид отвечает не только перед обществом, но и перед собой.

Отличие морали от правовых норм

  1. Правовые нормы обязуют беспрекословное подчинение правилам, а мораль – свободный и осмысленный выбор.
  2. Ценности различны для каждого народа, эпохи, социальных групп, но мораль общая – задаёт правила поведения всему миру.
  3. Исполнение правовых норм основано на страхе и привычке, а мораль базируется на совести и чувстве долга.

Моральные принципы

Принцип Содержание
Принцип Талиона – находит проявление в Библии – «око за око, зуб за зуб, вендетта». В древние времена принцип осуществлялся в виде кровавого наказания, соответствующее причинённому вреду.
Принцип нравственности – заповеди древних мудрецов (Конфуций, Мухаммед, Христос).
Принцип золотой середины – следует избегать крайностей и знать меру. Все нравственные добродетели – среднее между крайностями.
Принцип наибольшего счастья – индивид должен вести себя таким образом, чтобы предоставить счастье наибольшему числу людей.
Принцип справедливости –– каждый индивид имеет равные права в обществе.

Каждый принцип показывает моральный идеал, который понимается под человеколюбием.

Ссылка на основную публикацию
Что такое взвесь в мочевом пузыре
Клинический случай заболевания мочекаменной болезнью у беспородного кота Автор (ы): Игорь Мильштейн, ветеринарный врач, Екатеринбург Журнал: №3 - 2017 на...
Что принимать при повышенных триглицеридах
Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ), распространенность которых среди пациентов с сахарным диабетом (СД) 2 типа более чем в 4 раза превышает таковую...
Что принимать при судорогах мышц
Тренировка проходила по намеченному плану, и ничто не предвещало беды. Но в самый разгар занятий начались мышечные судороги такие, что...
Что такое витамины краткое определение
Витамины - это жизнь В конце зимы и начале весны многие из нас отмечают вялость, слабость, снижение работоспособности и сопротивляемости...
Adblock detector