Фрагментированное мышление

Фрагментированное мышление

Однажды я пришла в назначенное место раньше назначенного времени, пришлось подождать в вестибюле, полистывая затасканные старые журналы. В одном из них я нашла эту статью, которая дала мне ответы на многие терзающие меня вопросы, например: почему я трачу свое время ни на что, когда можно было бы столько нового написать? Почему я не могу долго работать над одним и тем же текстом, начинаю отвлекаться на ерунду, в итоге теряю нить повествования и интерес к сюжету? Как получается, что день улетает бесцельно, столько часов — куда они деваются?
Мне удалось выпросить журнальчик и отсканить текст, спешу поделиться откровением с собратьями по разуму. В интернете есть и другие статьи на тему «клипового мышления», я привожу их ниже, почитайте, они только дополнят картину, а может, дадут и другие рекомендации, как уравновесить «клиповое» мышление «линейным». А если вы не сможете осилить даже одну из статей — стоит задуматься, не постигла ли ваш разум та же болезнь?

«Люди знают все больше о все менее значимых вещах» — на эту тему всегда любили пофилософствовать в нашей редакции. Правда, мы и не подозревали, что затрагиваем одну из самых насущных проблем современности — клиповое мышление.

Что представляет собой этот феномен, рассказывает Дарья ЗВЕРЯК.

Приведу пример из личного опыта: я помню наизусть припевы десятков дурацких песен. Начиная от «Я буду лететь безумной вспышкой/ Я буду всегда твоей малышкой» и заканчивая «У нас на районе не звонят, а звонят». Откуда этот мусор в моей голове, сказать сложно. Но в течение дня я так часто слышу подобные мелодии из окон машин и когда переключаю станции на радиоприемнике, что они фундаментально откладываются на подкорке. В то же время я с трудом могу вспомнить, какие фильмы смотрела на прошлой неделе, а если все-таки вспоминаю, то с огромными пробелами в сюжете, и вот уже второй год пытаюсь прочесть «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста. Ведь чтобы осилить эту книгу, нужно очень основательно сосредоточиться. А концентрация внимания на одном объекте в течение длительного времени для меня, как и для большинства из нас, задание не из легких.
Кто впервые ввел в психологический и социологический вокабуляр термин «клиповое (оно же калейдоскопическое и фрагментарное) мышление», сказать трудно. Сведений об этом много, и они противоречивы: впрочем, авторы теории наверняка предвидели свое забвение, когда прогнозировали, какой объем поверхностных знаний обрушится на потомков. Именно излишки информации и спровоцировали появление нового типа сознания — мозаичного, хаотичного, разрозненного. Сталкиваясь ежедневно с огромным информационным потоком и желая при этом оставаться на его поверхности, мы вынуждены целиком и полностью пропускать эти мутные воды сквозь себя. В итоге вся окружающая действительность превращается в клип — попурри отрывочных, никак не связанных между собой и быстро чередующихся образов, понятий, фактов. Мы привыкаем к тому, что эти картинки с бешеной скоростью сменяют друг друга, и впадаем в зависимость от постоянного потребления информации. А если каким-то образом все же удается вырваться из сумасшедшего потока (например, уехав в отпуск без ноутбука и забыв включить услугу роуминга), то испытываем настоящую наркоманскую ломку и чувствуем, что с каждой секундой безнадежно отстаем от этого динамичного мира.
ИНФОШОК
Первопричиной таких изменений общественного сознания стали невероятно ускорившиеся за последний десяток лет темпы обмена информацией. Если раньше для того, чтобы что-то изучить, приходилось идти в библиотеку или как минимум в книжный магазин, то теперь для этого достаточно открыть Google. Вокруг так много «легкодоступных» знаний (в одной Википедии на данный момент — 560 409 статей, и это только на русском!), что начинаешь чувствовать себя глупцом, если не успеваешь их поглощать. Казалось бы, вокруг столько возможностей для развития и обучения, но только вот возможности воспользоваться ими нет! Простой пример: еще в конце XIX века знанием иностранного языка называлось куда более доскональное им владение, чем сейчас. И это несмотря на глобализацию и открытые границы! Наши знания становятся все более поверхностными, потому что мозг чересчур забит ненужными вещами. Мы теряем способность к анализу и разучиваемся выстраивать длинные логические цепочки, потребляя информацию, как фаст-фуд. Потеря целостности восприятия окружающего мира ведет и к отсутствию четкого видения себя, своей личности и целей. Но в условиях непрекращающейся гонки времени на то, чтобы остановиться и подумать, увы, не остается. «Если хочешь стоять на месте, нужно бежать вдвое быстрее», — говорил кролик из «Алисы в стране чудес». Или не кролик, а сама Алиса. Или не Алиса, а королева. Зачем запоминать, если в любой момент можно перепроверить это в поисковике?
Вот она — самая разрушающая мысль первого десятилетия нулевых. Ученые давно отмечают, что мы используем мозг всего на 5%. А обломовская лень провоцирует еще большее снижение этой отметки. Зная, с каким количеством информации приходится сталкиваться ежедневно, мы автоматически стараемся освободить сознание от лишней нагрузки и не запоминать цитаты, цифры, даты, имена. Ведь чудеса технического прогресса в любой момент могут выполнить за память ее скромную работу. Мы постепенно начинаем использовать все меньше и меньше из ее возможностей, словно пересаживаясь из авто с механической коробкой в машину с автоматом. Дело в том, что для того чтобы по-настоящему и надолго что-то усвоить, нужно в буквальном смысле прожить это: испытать на эмоциональном, тактильном, слуховом уровне. Идя за книгой в магазин, вы заранее продумываете маршрут, выбираете ее, листаете, чувствуете запах новых страниц, расплачиваетесь, ожидаете сдачу — целый набор (пусть и не самых романтичных) воспоминаний будет сопровождать покупку предмета. Полная противоположность процессу — чтение новостей в Интернете. 15 открытых ссылок, мигающее окно «аськи», всплывающие баннеры. Многие люди, приходящие к невропатологу с жалобой на расстройство внимания, сетуют, что вынуждены перечитывать один и тот же текст по два-три раза. Теперь несложно догадаться, почему так происходит, правда?
Помимо памяти, жертвой мозаичного мышления становится и творчество. Бесконечное потребление «вторсырья» делает практически невозможным создание оригинального продукта. Сейчас каждый второй считает себя фотографом, дизайнером, журналистом, писателем без каких бы то ни было оснований. Причем эпатаж и плагиат стали чуть ли не единственными способами самовыразиться в современном искусстве. Мы уже давно привыкли к этому и даже начали относиться со снисхождением: годы бессмысленного «масс-маркетного» творчества приучили нас к тому, что оно неизменно преподносится на блюдечке с голубой каемочкой коммерции. Неудивительно, что выросшие на подобной культуре подростки стали первым поколением в истории, которое ни против чего не бунтует и ни к чему не стремится, — хипстерами. А также ничего, по сути, не производит, барахтаясь на поверхности огромного культурного пласта XX века — здесь вам и битники, и хиппи, и The Beatles, и Набоков: есть чем поживиться.
ЛЮБОВЬ — ЭТО.
Клиповое мышление, присущее в той или иной степени каждому из нас, накладывает отпечаток и на личную жизнь. СМИ, в плену которых — чего скрывать — находятся все, и даже их работники, настолько приближают мир знаменитостей, что сообщение о новом усыновленном ребенке Анжелины Джоли начинает вызывать более сильные переживания, чем события собственной личной жизни. А новости о перманентно меняющихся бойфрендах голливудских звезд, хочешь не хочешь, провоцируют мысли: «Сейчас просто такие времена! Серьезные отношения остались в прошлом!» Мы становимся нетерпеливыми, забывая о том, что в основе любых продолжительных связей лежит тяжелая и кропотливая работа.
Или, в ежесекундно изменяющемся мире, просто не хотим инвестировать свои силы в предприятие, которое отнюдь не гарантирует успеха: куда проще сбежать от сложной ситуации, чем пытаться ее изменить. Особенно когда вокруг столько иллюзорных возможностей, каждую из которых хочется использовать.
А тут еще и скорость коммуникаций, которая никак не играет на руку длительным отношениям. Раньше из-за невозможности мгновенно связаться с человеком оставалось время на то, чтобы подумать, прочувствовать необходимость какого-либо решения, масштаб его последствий. Время подождать, чтобы понять, что на самом деле происходит внутри, прислушаться к своим желаниям. Возможно, именно благодаря этим обстоятельствам, а вовсе не по причине чрезмерно строгой морали или того, что «так было принято», родители многих из нас находятся в браке по 20-30 лет. Создается впечатление, что клиповое мышление напрочь лишает способности ждать и думать . И это действительно так, но только в случае, если никак не противиться его экспансии.
В продвинутой Америке уже существуют специальные тренинги по борьбе с фрагментарным сознанием. На них учат примерно тому же, чему и на наших философских факультетах: рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свои идеи. Но там в этом куда большая потребность: самый популярный диагноз, который американские медики ставят, начиная с трехлетнего возраста, — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Который, в общем-то, и вызывает, и усугубляет переизбыток информации. Однако украинцы (пусть и не более здоровая душевно нация, но уж точно более крепкая) пока способны справляться с влиянием клипового мышления самостоятельно. Стоит лишь найти мотивацию. Мы же сидим на диетах и тщательно следим за питанием, чтобы поддерживать себя в форме. Так почему бы не устраивать иногда подобный детокс и собственному сознанию?

1. Читайте художественную и философскую литературу
Фрагментарное мышление вынуждает нас рассеивать внимание на массу внешних раздражителей одновременно. Таковы законы клиповой действительности, которым мы во многом вынуждены следовать, даже этот текст разбит на короткие блоки для более легкого восприятия. Однако потребление исключительно той продукции, которая сделана по «клиповым» стандартам, вредит нашим интеллектуальным способностям. И чтение в этом случае — самое мощное оружие на страже высокого IQ.
2. Занимайтесь расслабляющим спортом
Постоянное пребывание внутри информационного торнадо грозит хроническим стрессом, особенно если учесть, что большая доля новостей из этого потока являются негативными. Чтобы провести необходимую «чистку» сознания, запишитесь на классы йоги, пилатеса или начните ходить в бассейн. Интенсивная физическая нагрузка не даст такого эффекта расслабления, как эти размеренные виды спорта.
3. Анализируйте
Лучший способ усвоить и запомнить прочитанное — это законспектировать тезисы от руки. Вспомните: еще в школах нам советовали вести дневник чтения или цитатник. Возобновив эту практику, вы ощутите, что вносите порядок в свою жизнь: для того чтобы вернуться к тому, что вас заинтересовало, будет достаточно открыть блокнот.
4. Дискутируйте
Разучившись основательно мыслить, мы все чаще апеллируем в разговорах к доводам, почерпнутым из разнообразных СМИ, чем к своим рассуждениям. Не стесняйтесь спорить с окружающими: именно в процессе обмена разными точками зрения и формируется свое собственное законченное мнение.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Дефрагментация сознания

В современном мире информация окружает нас повсюду. Это и телевизор и компьютер и бесконечная реклама, поджидающая нас буквально везде. Наш мозг уже с очень большим трудом справляется с этим потоком информации, ученые отмечают буквально массовый характер дефицита внимания, нам, как малым детям бывает трудно удержать внимание на том или ином предмете, можно сказать, что уже сформировалось «клиповое сознание» которое особенно характерно для молодого поколения: информационные перегрузки мозга — это реальность наших дней.

Все это приводит к тому, что наше сознание как бы фрагментируется, мы теряем логические связи между объектами информации, а мозг, каждый день обрабатывающий в 160,000 (сто шестьдесят тысяч) раз больше информации, чем мозг человека в XIX веке все чаще и чаще дает сбои, выражающиеся в импульсивногм поведениии, депрессиях, синдроме хронической усталости и так далее.

Наше сознание фрагментировано до крайней степени, все чаще и чаще мы даже уже не читаем, а только проглядываем информацию «на автомате» все чаще и чаще мы принимаем решения на основе только какой-то небольшой части информации, просто потому, что наш перегруженый информацией мозг уже не в состоянии разумно проанализировать информацию и принять правильное решение. Все чаще сбои в памяти, при которых мы не можем вспомнить то, что прочитали неделю назад, ну и так далее и тому подобное. Мы живем в глобализированном мире, где все подчинено получению прибыли, а фрагментированое сознание крайне благоприятно для всевозможных манипуляций: человека, у которого дефицит внимания и полный «развал» мозга от информационной перегрузки гораздо легче в чем-то убедить или что-то продать — будь то стиральная машина или политическая партия.

Другими словами власть имущим крайне выгодно, чтобы наше сознание было как можно более фрагментировано, чтобы мы могли принять нужное им решение, которое вроде как бы будет исходить от нас, но на самом деле будет нам навязано извне. Политтехнологии, специалисты по маркетингу, по психологии принятия решений и так далее, нанятые за хорошие деньги разрабатывают тысячи и тысячи способов как воздействовать на наше сознание. Им совершенно наплевать, что будет с нами и с нашим разумом, их основная цель — получить прибыль здесь и сейчас. А если учесть еще и весь арсенал подсознательных механизмов, которые они используют, то становится просто страшно смотреть на то, как наш мир превращается в мир биороботов, практически полностью манипулируемых сверху.

Телевидение — самый страшный инструмент фрагментации. Вы смотрите понравившуюся вам передачу и тут — бах — реклама, яркие клипы, вспышки, музыка — целостность вашего восприятия нарушена. И даже если мы на время рекламы переключаем телевизор на другой канал все равно наше сознание подвергается фрагментации: по центру нашего внимания наносится очень сильный удар, наше сознание все больше и больше «клипизируется».

Доходит до смешного (или грустного): недавно читал, что большинство зрителей на Ютубе предпочитают ролики не более двух минут длиной, если ролик длиннее они его скорее всего не досмотрят — просто не хватит внимания.

Человеку, живущему в нашем сумасшедшем мире, который хочет сохранить целостность своего сознания необходимо это сознание дефрагментировать. Задача эта непростая, и совершенно канонических приемов не существует, я попробую рассказать о том, как я пытаюсь сохранить целостность или дефрагментировать мое сознание.

Для меня лично (никого к этому не призываю, но рекомендую) основным инструментом для дефрагментации созанания является медитация или любая форма медитативного состояния. Наше сознание без медитации — как жесткий диск без дефрагментации — рано или поздно забьется мусором и сломается. Но для большинства людей это, увы, невозможно, слишком сильно фрагментированое сознание не позволяет человеку заняться хотя бы непродолжительной медитацией.

Второй и самый легкодоступный способ — это классическая литература и музыка. Если вы каждый день найдете хотя бы часок для того, чтобы почитать русских или иностранных классиков честь вам и хвала. Читая самую обычную бумажную книгу вы восстанавливается нормальный процесс восприятия информации мозгом, расслабляетесь, создаете для его работы благоприятную атмосферу.

То же самое и классическая музыка. Не надо быть каким-то ее особым любителем или знатоком, но в свободное время послушать Моцарта или Баха не только приятно, но еще и очень полезно! Доказано, что музыка Моцарта, например, повышает интеллектуальный уровень у детей, благоприятно сказывается и на взрослых.

Современная музыка (попса) это не что иное как инструмент раздробления нашего сознания. Наше дебильное общество навязывает ее везде, где только можно, я например, всегда ношу с собой плейер с классикой и медитативными программами, чтобы при малейшем признаке попсы тут же воткнуть наушники и защититься Бахом или тибетскими песнопениями.

Дальше — кино. Вы замечали, как бывает трудно смотреть классические фильмы, 60-х, скажем годов? Наше сознание настолько раздроблено Голивудом, что хорошую добрую классику уже воспринимает с трудом. Я закачиваю хорошие добрые старые фильмы из Интернета и смотрю их как лекарство. Если у вас есть дети — очень хорошо показывать им старые советские мультики, то что с детским сознанием делает глободебилизатор Дисней за это надо руки обрубать.

Телевизор лучше свести к абсолютному минимуму. Ничего особо интересного по нему все равно почти не показывают. Лучше смотреть те передачи, где рекламы нет или же она на минимальном уровне.

Но самый лучший способ дефрагментации сознания это все-таки медитация. Ввиду того, что сознание большинства из нас раздроблено нам очень трудно, почти невозможно спокойно сесть и полчаса провести во внутренней тишине, полностью отрекшись от внешнего мира. Это действительно трудная задача, но надо помнить, что на нас извне давит огромная фрагментирующая сознание машина, отупляющая и дебилизирующая, цель и задача которой — извлечение прибыли из всего и вся и мы этому монстру должны противостоять. Это и должно быть нашей мотивацией попытаться поставить преграду всему жуткому потоку мусорной и отупляющей, дефрагментирующей наше сознание информации, 99% из которой представляет собой мусорную (ничего существенного не несущую) информацию.

Вот неплохая медитативная программа саморегуляции организма, которую я использую даже не столько для медитаций, а просто для регулярного прослушивания в качестве фона. Ее можно слушать в любое время, она приятно расслабит ваше сознание, поможет организму отрегулировать себя. Так она и называется «Программа саморегуляции организма» Джеффри Томпсона. Она, кстати, неплохо сочетается с «частотами восхождения» которые я опубликовал ниже, если вы прослушали их утром, то во второй половине дня или перед сном послушайте программу саморегуляции организма, она очень хорошо «ляжет» на частоты вознесения.

Мы всего лишь гости в этом мире, нам нельзя позволять этому миру, в котором все мы транзитом, разорвать или потревожить нашу душу, наше сознание. Это главное. Этот мир рано или поздно пройдет, а нам необходимо сохранить нашу с вами целостность.

Все чаще и чаще со страниц СМИ и телевизионного экрана озвучивается мысль, что многие проблемы современной молодежи связаны с клиповым мышлением.
Попробуем разобраться, что же это такое, и каким образом оно может влиять на:
— восприятие окружающего мира;
— способность к анализу информации;
— систему морально-этических ценностей.

***
Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление (КМ)» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов. Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов. По аналогии, при клиповом мышлении — окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых.
Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель КМ оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.
Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы и СМИ.

Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно.
Прежде всего, оно влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы XIX века — уже сверхзадача. Не потому ли такой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения.
Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Старшеклассников попросили ответить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показали коэффициент на уровне 10%.

Другая сторона клипового мышления — ослабление чувства сопереживания, ответственности. Интересную мысль по этому поводу в своем интервью высказал диакон Андрей Кураев, размышляя о восстановлении рухнувшего «Трансвааль-парка».
«…Но тот человек, который идет сознательно развлекаться и берет с собой детей для развлечения на место, политое человеческой кровью, конечно, тем самым демонстрирует, что с его совестным чувством что-то не так. Я думаю, что это люди, которые воспитаны в клиповом мышлении. Это мышление сиюминутного восприятия, то есть даже не мышление, а минутная реакция. Вот идут сводки новостей, одна с другой не связаны. Идет концерт, один номер с другим не связан. Вослед рекламные ролики — один с другим не связан. Наконец, есть множество телеканалов, которые ты постоянно переключаешь, и они тоже между собой никак не связаны. Человеку на осмысление какой-то ситуации дается две-три минуты, не более того. И тут же все забудь, поскольку начинается нечто совершенно другое. Другая информация ждет своей очереди, чтобы влиться в тебя и протечь через твои мозги. Это клиповое мышление в итоге мешает человеку быть целостным. Я не сомневаюсь, что те люди, которые сейчас пойдут в аквапарк, когда случилась трагедия, наверняка сочувствовали, сопереживали. Может быть, даже давали зарок — больше туда не будем ходить… Но прошло несколько месяцев и уже совсем другая погода в душе. Другие тонны информации через нее прошли. И человек уже предпочел забыть то, что произошло. Не думать о нем».

Опасность еще заключается и в том, что возник эффект обратного действия, и СМИ, телевидение сами стали подстраиваться под воспитанную ими аудиторию.
Например, текст в статьях становится сильно фрагментированным, разбитым на перемежающиеся смысловые блоки небольшого — два-три абзаца — объема. Он насыщен большим количеством коротких фраз, и главная его задача — создать не логическое, а эмоциональное отношение к происходящему. В результате роль читателя сводится к простому потреблению информации.
Такая форма подачи материала оказалась весьма удобной для коммерции. Делая упор только на эмоции, легче заставить человека руководствоваться полученной информацией в повседневной жизни. А для закрепления эффекта используются ссылки на «авторитеты», что выливается прямо-таки в гипертрофированный интерес к жизни богемы.
Появились целые серии книг, написанные в стиле общения в чатах, по ICQ или дневниковых записей. Снимаются фильмы, построенные на принципах клиповой техники. (Самый яркий пример — «Матрица»). То есть система начинает воспроизводить саму себя и собственных потребителей.

Но от стиля мышления во многом зависит успешность по жизни. Программы вузов намного сложнее школьных и требуют восприятия и переработки гораздо большей информации. В современном бизнесе без умений анализировать, вычленять суть и принимать на основе этого решения, вообще невозможно стать успешным менеджером. Одно из главных требований в нем — способность выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели. А создание таких цепочек подразумевает наличие «продолжительного» мышления. Отсюда, возникновение вполне реальной опасности, что носители КМ будут вытеснены на положение аутсайдеров.

Как же бороться с клиповым мышлением?
В некоторых странах, где стали осознавать его опасность, разрабатываются специальные тренинги, где учат сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Но наиболее доступный метод — это все-таки чтение (естественно, не клиповой литературы).
В отличие от ТВ, где происходит управляемое восприятие, при прочтении художественного произведения приходится самостоятельно выстраивать образную систему. А всяческое закрепление прочитанного — обсуждение, конспектирование способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.

В заключение хочу привести интересный пример. Один известный российский маркетолог, автор брендов «Дарья», «Тинькофф», «Т» и др., преподавая в МГУ, заставляет своих студентов читать современных философов — Бодрийяра, Лиотара, Фуко, Барта, Лосева, Бахтина, Мамардашвили. Он считает, что именно через их труды можно научиться выстраивать цепочку от общего к частному и стать успешным маркетологом. Смею заверить, что изучение трудов упомянутых мыслителей намного сложнее чтения русской классической литературы. И если для обладателя клипового мышления последнее является сверхзадачей, то с философией он уж точно не справится, и как вывод — вряд ли чему научится.

Читайте также:  Какой размер детского постельного белья в кроватку
Ссылка на основную публикацию
Фосфалюгель при атрофическом гастрите
Фосфалюгель при гастрите – один из часто назначаемых к приему препаратов. Средство входит в группу антацидов и рекомендовано при повышенной...
Смесь логинова капельница состав
Когда нужна капельница? При остеохондрозе назначают капельницы достаточно редко, так как метод достаточно сложен, травматичен – предполагает нахождение в стационаре,...
Смесь льняное масло мед лимон и чеснок отзывы
Омолаживающая смесь Последнее, что хочется предложить читателям, я сама несколько лет успешно применяю по отношению к своему организму. Эффект потрясающий:...
Фосфалюгель срок годности
Международное непатентованное название или группировочное название: алюминия фосфат Лекарственная форма: гель для приема внутрь Пакетики по 16 г Активное вещество:...
Adblock detector