Эдипальный период

Эдипальный период

Моя дочь приходила из садика и говорила: «А мальчики-то другие! У них пися, как голова слона. Слон внутри застрял, а хобот и уши снаружи остались»)). Это возраст, когда различия становятся интересны.

Как понять, что ребёнок в эдипальном возрасте? Когда начинает интересоваться половыми органами: что у кого, какое? «У мамы тити большие, а у папы совсем нет, они только у тётенек». Если ребёнок спит в своей кровати, то появляется желание спать со взрослыми: «Я к вам приду», «Ой, мама, а у тебя титя из ночнушки выпала», «А почему ты спишь голенькая?» Появляется такое любопытство, будто маленькие, а на самом деле всё уже понимают. Начинают нарушать границы: «Хочу с тобой купаться», «Дай посмотрю, как ты писаешь». Проявляют интерес к тому, кто на ком поженится: «Папа на маме, дядя на тёте, а я на ком?» Определяется ребёнок с тем, кто он, мальчик или девочка, и что это значит, в течение нескольких лет. И постепенно ребёнок будет вас расспрашивать о том, что ему интересно. Отвечайте только на тот вопрос, который ребёнок задаёт.

— «Мама, как я родился?»

— «А как ты думаешь?»

— «Ты меня народила»

— «Правильно, я тебя народила».

Если этого ответа достаточно, остановитесь. Через полгода ребёнок спросит что-нибудь ещё, тогда отвечайте на новый вопрос. Подробности ребёнку не нужны, если он не уточняет.

Ребёнок идентифицируется по полу с одним из родителей. При правильной идентификации мальчик берёт пример с папы, а девочка с мамы. Но бывает по-другому. Например, мальчик понял, что он мальчик, но ему это не понравилось, потому что в семье только женщины: бабушка, мама, сестра. Мужиков не принимают, не любят. Не хочется мальчику быть мальчиком, если мужиков ругают, говорят, что все они козлы. Мальчик знает, что он будущий мужчина, но с этим не согласен. Бывает, что ребёнок делает неверный вывод, и девочка, например, решает, что она мальчик. Тогда нужно помогать деткам, подчёркивать: «Ты девочка, ты как мама. Ты мальчик, ты как папа».

Эдипальный период проходит любой человек. Это нормальный естественный процесс. Полезно подумать о том, как прошёл ваш эдипальный возраст, потому что это сильно отражается на том, какая у вас семья, каких партнёров вы выбираете: женатых/неженатых, ровесников/с большой разницей в возрасте и т.д.
Любой ребёнок, и мальчик, и девочка, стремится к любви первичного объекта – матери. У мальчиков логическая цепочка достаточно ясная: «Я – мальчик, мама – девочка, значит, я на ней женюсь». А у девочек есть проблема – они с мамой одного пола. Тогда девочка совершает психологический кульбит, становится пацанкой, играет в мальчика. А когда мать её в таком образе отвергает, пытается соблазнить отца назло матери: «Не захотела меня любить как мальчика? Тогда я для папы стану самой прекрасной».
У мальчиков четыре различных выхода из Эдипа, из которых только один правильный. А у девочек таких выходов 14. И из них правильный тоже только один. Вероятность пойти по неправильному пути у женщин выше. Мальчикам проще пройти эдипальный период, им не нужно совершать психологических кульбитов. Поэтому с психологической точки зрения стать полноценным мужественным мужчиной проще, чем полноценной женственной женщиной. Не зря так популярны семинары и тренинги о развитии женственности.
А о том, как проходит эдипальный возраст у мальчиков и у девочек, поговорим в следующих статьях.

Ситуацию, когда дочь начинает соперничать с матерью и завоевывать внимание отца, в психоанализе называется комплексом Электры, по аналогии с эдиповым комплексом у мальчиков. Правда, у представительниц прекрасного пола все проходит немного иначе.

Примерно с трех лет мальчишки начинают смущать своих родителей, а иногда и других окружающих, демонстрируя половые органы. Как вести себя в подобных случаях, мы писали ранее. Что же происходит с девочками?

Читайте также:  Rumalon цена

Дела интимные

У них все не так явно и открыто, ни в психологическом плане, ни в физиологическом…

Вопрос, откуда появляются дети, возникает уже в два года, и, если родители отговариваются капустой и аистом, их любопытство не удовлетворяется. Внимательные девочки видят большой живот мамы или другой женщины, ожидающей малыша, возможно, наблюдают кормление грудью, и делают вывод, что взрослые чего-то не договорили.

Следующий вопрос, который у них возникает, чем отличаются девочки от мальчиков. И если родители снова не готовы разговаривать на эту тему, исследования продолжаются. В том числе и исследования своего тела.

Интересоваться им девочки начинают раньше, чем мальчики, и первая стимуляция происходит в возрасте от года до трех лет. Потом этот процесс может ненадолго затихнуть и возобновиться ближе к начальной школе.

Сложно говорить о мастурбации, как таковой, по отношению к двух-трехлетнему ребенку. В этом возрасте стимуляция может приносить психическое и физическое успокоение, не более. Соответствующей должна быть и реакция родителей. Лучшая стратегия — не обращать внимания. Если же взрослый видит необходимость вмешаться, то лучше делать это с глазу на глаз и таким тоном, как будто вы говорите о пуговице на платье.

Если запугивать, выступать резко против самоудовлетворения, это может привести к торможению в развитии ребенка или сделает его недисциплинированным бунтарем.

В норме у здорового ребенка мастурбация никогда не будет на виду и частой. И в таком виде она не должна особо интересовать и беспокоить родителей. Это всего лишь способ психоэмоциональной разрядки.

Если же взрослые застают маленького человека за самоудовлетворением слишком часто, то уже ранее довели его до невроза. Это будет симптомом избыточного эмоционального напряжения, стресса, волнения и т.д. В подобном случае ребенка нужно лечить, а не ругать: обратиться к специалисту, который сможет мягко и грамотно работать с психоэмоциональной сферой ребенка и предложит ему другие способы «разрядки».

Отношения девочки с отцом

В возрасте трех лет внимание девочки с собственного тела переходит на тело мальчиков. Наверное, родители слышали от воспитателей, что малыши в детском саду регулярно «проверяют», у кого что есть. Когда девочка обнаруживает, что у нее чего-то не хватает, когда она осознает, что этого у нее никогда не будет, данный факт разочаровывает ее, и она оставляет самоисследование.

Но либидо по-прежнему ищет выход, и в норме находит его в стремлении девочки быть привлекательной — носить заколочки, платья, краситься, как мама, наряжаться. Это демонстрация желания покорять сильных взрослых или мальчиков, которые могут ее защитить, ведь у них есть сила, отсутствующая у девочек. Так происходит идентификация с матерью и проявляется нежное внимание к отцу.

Pexels.com

Девочка может кокетничать с папой, говорить, что он будет ее мужем, у них родятся дети. На этом пути дочь встречает сильную соперницу — маму, и понимает, что явно ниже ее. Даже если девочка будет провоцировать мать на конфликты и споры, быстро поймет, что это непродуктивно, потому что папа ее порицает в подобных ситуациях. Соперничество становится скрытым, неявным, менее агрессивным, чем может быть у мальчиков. Накопившиеся негативные эмоции девочка может выражать на куклах в играх: наказывая их, она избавляется от агрессивных влечений.

«Здесь важно понимать, насколько значимыми остаются для девочки отношения с мамой, — говорит психотерапевт Катерина Суратова. — И насколько фундаментально влияют отношения между родителями на её восприятие себя и будущего партнера. Мама становится объектом идентификации девочки. Мама должна наполнить девочку «содержанием» того, что мы понимаем под словами «женственность» и «материнство» (в будущем), а роль папы – утвердить «форму», то есть закрепить за ней право вырасти женщиной, достойной внимания, почитания, уважения».

Если отец будет естественным образом нежен со своей дочкой, то этого достаточно для нормального разрешения эдиповой ситуации. Постепенно от любви к отцу девочка переходит к любви к другим представителям противоположного пола, чувствуя защиту и поддержку. Хорошо помогают сказки про принцесс – они представляют архетипические сценарии отношений. Девочка начинает идентифицироваться с понравившимися персонажами и, исходя из собственных особенностей характера, искать подходящие модели отношений. Сказки формируют сценарии любовной жизни и закрепляют то, что усвоено из семейного опыта.

Читайте также:  Применение радиоволн в медицине

Возможные ошибки

Проблемы начинаются, если мать мешает девочке раскрепощаться, наряжаться, прихорашиваться. Как правило, это связано с низкой самооценкой матери, её собственными страхами перед сексуальностью, пробуждающейся в лице маленькой дочери.

Бывает, женщина преподносит материнскую и супружескую жизнь как западню, череду бесконечных неприятных обязанностей. В этих случаях девочка отказывается от женской сущности, уверяется в своей некрасивости, непривлекательности.

В норме в пубертатном периоде все еще может измениться, выровняться, и девушка все-таки откроет себя (в том числе и через мастурбацию). Если же этого не происходит, могут вырасти болезненно робкие, вечно стыдящиеся женщины, которые вряд ли смогут быть по-настоящему успешными в каком-либо виде деятельности. Они никогда не будут чувствовать себя способными соперничать с другими женщинами. Однако могут вести постоянную борьбу с мужчинами. Подобные истории иногда заканчиваются гомосексуализмом, периодически — сложными семейными отношениями с инфантильным мужем и желанием унижать окружающих.

Недостаток отцовской любви тоже может сыграть свою негативную роль в сексуальном развитии девочки: она останется в вечном ожидании. Маловероятно, что сможет создать нормальную семью и гармоничные взаимоотношения с партнером и собственными детьми.

Важно понимать, что все всегда можно исправить. И начинать необходимо с себя. Будьте честны с собой, и, если замечаете неадекватное отношение к той или иной ситуации в развитии своей дочери, попробуйте сначала проанализировать его: как это отношение влияет на вашу собственную жизнь. Разобравшись в себе, сможете правильно отреагировать и найти верный выход.

Если хотите регулярно получать наши статьи — присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook,

я журналист, переводчик, сертифицированный инструктор йоги. Но, пожалуй, в большей степени — мама двух горячо любимых детей. Проект «Неидеальные родители» — это моя попытка найти ответы на свои материнские вопросы. В силу профессий, имею возможность общаться со специалистами, мастерами своего дела. Результаты нашего сотрудничества — на страницах этого сайта. Надеюсь, мы отвечаем и на Ваши вопросы…

Эдипальный стыд и происхождение тревоги, связанной с собственным обликом

Эдип выколол себе глаза, потому что не мог видеть, как другие смотрят на него с презрением и насмешкой, он не смог выдержать провала своего грандиозного образа и пожелал никогда больше не видеть самого себя. Тот облик, который он хотел воплотить, был разрушен жалким образом; он предстал совершенно другим человеком, нежели тот, каким он старался быть. Вместо того чтобы чувствовать победу над собственным отцом (не зная, что это его отец) и торжествовать по поводу овладения своей матерью (не зная, что это его мать), он предстал перед взорами толпы как пешка в руках судьбы. Разве это не говорит о том, что Эдипов конфликт является гораздо большим, чем просто интернализованным конфликтом между родителями, один из которых является сексуальным объектом, а другой – соперником?

Читайте также:  При дуоденальном зондировании пациента укладывают на

Почему Эдип поражает свои собственные глаза? Согласно исследованиям по развитию младенцев, младенец смотрит в глаза своей матери, находясь в зависимости от ее откликов, для того, чтобы почувствовать себя спокойно в этом мире. Если мать не реагирует, младенец разражается плачем. Т Б. Брацелтон (см. Tronick,

Wise, Brazelton, 1978) и другие (например, Demos, 1993) продемонстрировали, что отсутствие ответа со стороны матери порождает сначала гнев, а потом депрессию, когда младенец сдается и отворачивается к стене.

На что мать откликается (или не откликается)? Матери вряд ли когда-либо смогут дать удовлетворительный ответ. Очевидно, что и младенцы не могут ответить. Как только младенец получает возможность смотреть в направлении своей матери, она фантазирует о том, что он видит, кто он и кем он станет. Младенец откликается на фантазии своей матери о том, как она ему видится. Эти фантазии неизбежно становятся частью мира младенца, и относительно них он должен сформировать свое поведение. Соответственно, младенец изо всех сил старается узнать, что чувствует его мать, и усилия младенца сознательно и бессознательно улавливаются матерью. Таким образом, отклики младенца вносят свой вклад в формирование фантазий матери о нем, а также о ней самой как о матери[8]. К тому времени, когда младенцу исполняется пять или шесть месяцев, у матери уже есть история ее фантазий о том, как она выглядит в глазах своего ребенка, и есть история ее попыток контролировать то, как ребенок ее видит, для того чтобы контролировать свои собственные чувства к ребенку и к себе самой. И к этому времени младенец уже помогает матери чувствовать себя так, как она хочет себя чувствовать в отношениях с ним. Это и есть способ младенца попытаться сделать мир безопасным местом.

Короче говоря, на основе врожденных стремлений младенец «создает» мать, в то же самое время «создавая» себя самого и мир. Из частей и кусочков его взаимодействий с ней, используя то, что он может понять (это также включает и то, что он может вообразить) о ценностях и страхах своей матери, связанных с ним, ребенок мастерит восприятие себя самого и мира. И там, где матери не удается предоставить ребенку необходимые комфорт и безопасность, ребенок фантазирует об условиях, в которых она могла бы дать ему то, в чем он нуждается. Таким образом, ощущение себя младенцем включает как восприятие, так и фантазии о себе и о своем мире, а также о матери. Плоды воображения и фантазии родителя и ребенка закладывают фундамент для чувства и идеалов красоты, порядка и благополучия. Психоаналитики много говорят о взаимоотношениях между идеализацией и стыдом. Стыд может вынудить детей идеализировать родителей, и стыд может возникнуть, если дети не могут этого сделать (например, сделать родителей лучше, чем они есть на самом деле).

Когда Эдип ослепил себя, он исчез из собственного поля зрения, погрузив мир во мрак. Как и Эдип, те, кто не может выдержать стыда своих травм и бед, обрекают себя на круговорот стыда, обмана и гнева. Чем больше они впадают в гнев по поводу собственного стыда, тем более вопиющими становятся для них различия между представлениями и версиями того, кем они являются[9]. И все более одержимы они фантазиями о своем облике и тревогой по поводу собственного разоблачения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Шумилов владислав вячеславович стоматолог
Шумилов Владислав Вячеславович принимает по адресу: Тольяттинский Медицинский Колледж. Зубной врач по специальности «стоматология» - 2 июля 2004 г.; Самарский...
Шестнадцатая неделя беременности акушерская
Содержание: Развитие плода на шестнадцатой неделе Ощущения будущей мамы Характер выделений УЗИ на шестнадцатой неделе беременности Поздравляем вас с началом...
Шизоидное расстройство детского возраста
В рамках реализации проекта «Нормативно-правовое и информационно методическое сопровождение организаций ВОИ и семьи, воспитывающей ребенка-инвалида (с использованием ресурса сайта www.razvitkor.ru)...
Щечная мышца латынь
Содержание 1 Щечная мышца 1.1 Начало 1.2 Прикрепление 1.3 Иннервация 1.4 Особенности 1.5 Напряжение щек. Функциональные мышечные тесты 2 Читайте...
Adblock detector