Разноплановость мышления относят к

Разноплановость мышления относят к

Мышление – сложная саморегулирующаяся деятельность. Оно определяется целью, поставленной задачей. Утеря целенаправленности мышления приводит не только к поверхностности и незавершенности суждений, но и к тому, что мышление перестает быть регулятором действий человека.

Источник человеческого действия – осознанные потребности, возникшие в результате общественно-трудовой деятельности человека. Потребность выступает для него в виде конкретных желаний и задач. Реальная деятельность человека, направленная на достижение этих целей и разрешения данных задач, регулируется мышлением. Соответственно мышление должно быть целенаправленным, критичным, личностно мотивированным. Не существует мышления, оторванного от потребностей, мотивов, стремлений, чувств человека, т.е. от личности в целом (С.Л.Рубинштейн). Нарушения мышления в связи с изменением мотивационной сферы наблюдается при разных формах душевных болезней. Влияние мотивационной сферы проявляется при «искажении мышления», когда больные опираются в своих суждениях на признаки, не отражающие реальные и значимые свойства предметов. Значимым, существенным для человека является то, что приобрело смысл в его жизнедеятельности. Несмотря на то, что личностная направленность и содержание мотивов могут оказаться различными, основная практическая деятельность формирует устойчивость предметного значения вещей.

Снижение уровня обобщений, искажение процесса обобщения

Ускорение мышления («скачка идей»), инертность, непоследовательность суждений, откликаемость , соскальзывание

Разноплановость, резонерство, некритичность

Разноплановость мышления – суждения больных о каких-либо явлениях протекают в разных плоскостях. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранны умственные операции сравнения, различения, обобщения, отвлечения. Действия больного лишены целенаправленности. Особенно четко разноплановость выступает в заданиях на классификацию предметов и исключение. Пример: ответы ОДНОГО больного. Рыба, лебедь, лиса ® «Лебедь пятится назад, нет, кажется наоборот» Присоединяет лису: «Ведь щука – хищник среди рыб». Часы, термометр, глобус ® «Это для научного обоснования ракетостроения. Все это божественная сила». Стол, шкаф, кровать ® «мебель». Стакан, чашка, кастрюля ® «посуда». Больные подходили не с позиций, обусловленных конкретной ситуацией, а руководствовались измененным отношением, измененными жизненными установками, бредовыми идеями.

Разорванность мышления. Наблюдается при шизофрении. Сочетается с нелепым поведением больных. Оценка разорванности проводится по признаку отсутствия понятных экспериментатору связей между отдельными элементами высказываний больного. В довольно длительных высказываниях больных нет никакого рассуждения; нет связей между предметами и явлениями. В речи нельзя обнаружить определенный объект мысли. Не заинтересованы во внимании собеседника; не выражают в своей речи никакого отношения к другим людям. Разорванная речь больных не регулирует их поведение. Обильный и многословный характер ассоциаций. Многочисленные соскальзывания по созвучию, по внешним наглядным признакам, по сходству переживаний. Ослабление обычных, привычных ассоциаций. Разорванность – крайняя степень разноплановости.

Резонерство – «склонность к бесплодному мудрствованию», «словесная опухоль» (И.П. Павлов). Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения. Если больной с обстоятельностью стремится максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациентов с резонерством не важно, понял их собеседник. Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление же становиться аморфным, лишенным чёткого содержания. Обсуждая простые бытовые вопросы, больные затрудняются точно сформулировать предмет разговора, выражаются витиевато, рассматривают проблемы с точки зрения наиболее абстрактных наук (философии, этики, космологии). Подобная склонность к пространным бесплодным философским рассуждениям часто сочетается с нелепыми абстрактными увлечениями (метафизической интоксикацией).

Психологические исследования. Т.о., с точки зрения психиатров – резонерство является патологией собственно мышления, однако психологические исследования (Т.И. Тепеницына) показали, что это нарушения не столько интеллектуальных операций, сколько личности в целом (повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже самое незначительное явление под какую-то «концепцию»). Исследования показали, что неадекватность, резонерство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к «оценочным суждениям». Аффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонерское (поэтому то, что описывается в учебниках, выглядит так блекло – нет эмоциональности интонаций).

Типы резонерства при различной психической патологии:

1. Шизофреническое (классическое) резонерство. Аффективно насыщено, есть потребность «что-то поведать миру». Склонность больного к выражению абстракции по отношению к мелкому объекту суждения; претенциозно-оценочная позиция. Больной вещает! Особый пафос, особая лексика, особые обороты, особая позиция говорящего, особая пафосная интонация при… При «мелкотемье». Больные-резонеры склонны писать трактаты J. В патопсихологическом обследовании. Пр.: объяснение пословиц. «Не все то золото, что блестит». Больная: «Это значит, что надо обращать внимание не на внешность, а на внутреннее содержание», и тут же добавляет: «Но все же я должна сказать, что с точки зрения диалектики, это не совсем правильно, ведь существует же единство формы и содержания, значит, надо обратить внимание и на внешность». Резонерство в норме возникает в сложной и эмоционально-значимой ситуации (напр., на экзамене J) и зачастую произвольно или полупроизвольно; в патологии же все строго наоборот: резонерство возникает вне зависимости от трудности заданий и эмоциональной нагруженности ситуации. Нет компенсаторной функции резонерства у больных, в отличие от нормы!

Читайте также:  Избыток йода в организме симптомы у мужчин

2. Эпилептическое резонерство. Иное, чем при шизофрении. Оно более сходно с резонерством нормальных людей: возникает в процессе диалога, компенсаторный характер. Отличие от нормы: выраженная потребность говорить с яркой аффективной окраской высказывания, с особой лексикой – морализаторство, нравоучение.

3. Органическое резонерство. Наиболее сходно с резонерством у здоровых людей: все адресовано партнеру, возникает в ситуации затруднений. Главная особенность: комментирующий характер; резонерство наблюдается вовне, вынесение в план громкой речи отдельных этапов выполняемой программы. Пр.: при выполнении пробы «Доски Сегена».

Понятие критичности носит в психиатрии неоднозначный характер; часто имеется в виду критичность к бреду, галлюцинациям и другим болезненным переживаниям. Особенно важен тот вид критичности, который состоит в умении обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями реальности. Нередко некритичность принимает особую форму, проявляясь в виде нарушений спонтанности поведения, инактивности. Подобное поведение мы часто наблюдали у больных с грубыми поражениями лобных отделов мозга. При поверхностном наблюдении эти больные производили впечатление относительно сохранных людей. Они усваивали предъявляемые им вопросы, были ориентированы в месте и времени, в общественных событиях, принимали участие в трудовых процессах, выполняли поручения, читали книги, запоминали прочитанное, слушали радио. Однако при ближайшем наблюдении можно было отметить неадекватность их поведения. Вслушиваясь в их беседы с родными, можно было установить, что больные правильно отвечали на вопросы, но сами их не задавали, не интересовались жизнью своих близких, не говорили о своих планах на будущее. Они сами не предъявляли жалоб, считали себя здоровыми, готовыми нести и дальше свои трудовые обязанности; лишь путем настоятельных опросов и бесед удалось выяснить, что у них имеют место головные боли и другие недомогания, которым они не придавали значения: «пустяки, поболит голова и пройдет», «чувствую некоторую слабость, отлежусь недельку и могу обратно пойти на фронт» — подобные фразы были частыми их высказываниями. Соматическое состояние этих больных часто было хорошим.

Утеря целенаправленности мышления ® поверхностность, незавершенность мышления; мышление перестает быть регулятором действий человека.

С.Л.Рубинштейн: только в процессе мышления, при котором субъект более или менее сознательно соотносит результаты мыслительного процесса с объективными данными, возможна ошибка и что «возможность осознать ошибку является привилегией мысли».

В психопатологии критичность – критичное отношение к бреду, галлюцинациям, к другим болезненным переживаниям.

У Зейгарник: критичность – умение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями.

Методика классификации. Выделяется особая группа ошибок – бездумная манипуляция предметами. Не дослушав инструкцию, больные начинают раскладывать карточки по произвольным группам. 60% прогрессирующий паралич, 20% травма, 11% сосудистые заболевания. При указании экспериментатора, что группы должны быть по смыслу, а карточки – подходить друг к другу ® делает правильно. Не замечают ошибок. Если их указать, не исправляют. Пример: больной считал возраст своей дочери. Она оказалась на два года моложе его. На это он сказал: «Все может быть». Больные легко соглашаются с абсурдными суждениями; легко и бездумно подчиняются предложениям другого человека. Жалоб не высказывают, недостатков не замечают, не тяготятся пребыванием в больнице. Не строят планов. Деятельность больных характеризуется отсутствием самоконтроля, безразличным отношением к тому, что они делали. Такое отношение к окружающему, к своему Я являлось причиной их измененного поведения, изменяло самый характер больных. Проявления их глубокого личностного уплощения – безответственность, беззаботность, небрежность. (Отмечено в трудовой деятельности). Их мышление не направлено на объект деятельности, нет заинтересованности в решении задач, в оценке.

Лурия: действия лобных больных не подчинены внутреннему мотиву, происходит отщепление действия от его мотива. Целенаправленность мышления требует осознания самого себя. Только при наличии такого осознания становится возможной критическая оценка своих действий и мыслей. Критическое поведение является наиболее высокой и совершенной формой поведения. Оно предполагает понимание окружающего в его истинных связях и отношениях, целенаправленность действия, возможность самоконтроля и рационального руководства своим поведением при достижении этих целей. Некритичное поведение может появляться у больных с нарушением сознания, из-за аффективного изменения, у расторможенных больных.

Читайте также:  Что испытывает мужчина во время минета

У исследовавшихся больных был другой генез некритичности. Их бесконтрольное поведение обуславливалось отсутствием отношения к работе, к своим возможностям, к оценке результатов своих действий, т.е. было проявлением глубокого нарушения личности.

Нарушения мышления

Разноплановость мышления – это расстройство, при котором суждения о каком-либо явлении, находятся в разных плоскостях.

Расстройства мыслительной деятельности Б.В. Зейгарник рассматривает как патологию мышления операционной стороны мышления, динамики мышления, личностного компонента мышления.

Рисунок 1. Мышление. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Также он рассматривает нарушения критичности мышления. Довольно часто изменения мышления наблюдаются у больных в сложных сочетаниях разных видов нарушений.

Основа классификации нарушений при разноплановости мышления не имеет единого характера – это значит, что больные, выполняя одно и то же задание объединяют объекты либо на основании свойств этих объектов, либо на основании собственных установок и вкусов.

Например, в методике «Классификация картинок», больной выделяет группы предметов по нескольким основаниям – обобщенного признака, признака материала, из которого предметы сделаны, на основании цвета.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Разноплановость мышления 490 руб.
  • Реферат Разноплановость мышления 230 руб.
  • Контрольная работа Разноплановость мышления 250 руб.

Разноплановость мышления хорошо проявляется, когда больной выполняет задания «Исключение предмета», например, выполняя это задание на обобщенном уровне – больная исключает Солнце, как естественное светило, но, на основании личного вкуса выделяет солнечные очки. Это же основание является причиной выделения зонтика.

Если говорить о нарушении операциональной стороны мышления, то в суждениях больных, при снижении уровня обобщения, доминирующими являются непосредственные представления о предметах и явлениях. Вместо обобщенных признаков больные используют конкретно-ситуационное сочетание. Например, общим между диваном и книгой, у таких больных является то, что на диване можно читать.

Степень выраженности таких нарушений может быть легкой, умеренно выраженной, выраженной и встречается при олигофрении, тяжелой форме энцефалита, при органических поражениях головного мозга. Надо сказать, что снижение уровня обобщения возможно только тогда, когда этот уровень был ранее, а затем снизился, что характерно для больных эпилепсией, поражениями ЦНС, травмами мозга.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Недоразвитие процессов обобщения и отвлечения наблюдается у больных олигофренией, руководствующихся обобщенными признаками, которые неадекватны предметным реальным отношениям. Больные уходят от содержательной стороны задачи и устанавливают формальные словесные связи. Реальное сходство и различие не является для них контролем суждений. Так, сходство карандаша и ботинка для них заключается в том, что и тот, и другой оставляют след.

Нарушение личностного компонента мышления

К данному виду нарушений относится разноплановость суждений, резонерство, нарушение критичности и саморегуляции.

Больные с разноплановостью суждений при выполнении экспериментальных заданий правильно усваивают инструкцию, обобщают и сравнивают предлагаемый материал, выделяя существенные признаки. Знания о предметах могут быть вполне адекватными. Однако они не могут выполнить задание в том направлении, которое требуется и их суждение течет в разном русле. Направленность утрачивается и в их мышлении адекватные логические суждения переплетаются с обрывками представлений, желаний, элементами воспоминаний.

К выполнению задания больные подходят на основе измененного отношения, измененных жизненных установок. Объединяя в группу карточки с изображениями ложки, автомобиля, самолета, корабля, лопаты, кровати, они объясняют, что это железные предметы, которые говорят о силе ума человека. Объединяя в одну группу уборщицу, лопату, стол, этажерку, шкаф, они объясняют, что это мебель.Лопата является эмблемой труда и выметает из жизни всё плохое, а труд и жульничество несовместимы.

Естественно, что увязывание предметов, не связанных друг с другом, является неадекватным, потому что обыденные вещи больные рассматривали в аспектах, неадекватных для ситуации.

Изменение личностного отношения в нарушении мыслительной деятельности четко выступает при резонерстве, что клиницисты называют непродуктивным многоречием. Это одна их форм нарушения мышления. Рассуждения больного определяются повышенной аффективностью, неадекватным отношением, сужением круга смыслообразующих мотивов, тенденцией к оценочным суждениям.

Резонерство и разноплановость больных отражаются в их речи, приобретающей характер «разорванности». Часто такие больные говорят независимо от того, присутствует ли собеседник и при внешне упорядоченном поведении в течение часов могут произносить монологи.

Анализируя разорванную речь, специалисты выявили основные её характеристики:

  • в высказываниях больных отсутствуют рассуждения;
  • речь не обнаруживает объект мысли;
  • отсутствие заинтересованности в собеседнике и его внимании.
Читайте также:  Лекарства от памяти для женщин

Речь таких больных не будет являться ни орудием мысли, ни средством межличностного общения.

Нарушения динамики мышления

Мышление протекает во времени, поэтому имеет изменчивую динамику. Мысль, по мнению И.М. Сеченова, имеет начало, течение и конец.

Проявлением мышления является цепь умозаключений, которая затем переходит в рассуждение.

Динамическими нарушениями мышления являются лабильность и инертность.

Для лабильности характерно чередование адекватных и неадекватных решений. Больные в состоянии правильно обобщить материал, не нарушают операцию сравнения и переноса, но, адекватный характер суждений может быть неустойчивый.

Во время экспериментального задания больные легко усваивают инструкцию, используют способ адекватный заданию, но, через определенное время его утрачивают и сбиваются на путь случайных сочетаний.

В ряде случаев нарушение динамики мышления может носить стойкий характер, изменяя, при этом, само строение мышления.

Такие нарушения встречаются у больных с маниакально-депрессивным психозом и характеризуются повышенным аффективным состоянием и психомоторным возбуждением – они громко говорят, смеются, жестикулируют, могут выкрикивать отдельные слова.

Внимание их разбросано и очень неустойчиво. Во время выполнения задания отсутствует определенная стратегия мышления, ассоциации носят хаотический характер и сосредотачиваются на задании короткое время.

При лабильности мышления, таким образом, неадекватным оказывается течение умственной деятельности.

Инертность мышления – это антипод лабильности, больные не могут изменить ход рассуждений и переключиться с одного вида деятельности на другой. Такие нарушения можно встретить у больных эпилепсией.

Как показывают экспериментально-психологические исследования, у больных этой группы интеллектуальные процессы замедленны и малоподвижны.

Если условия исследования меняются, возможности обобщения материала у них затрудняются.

Инертность связей прежнего опыта снижает операции обобщения и отвлечения. Например, больные, во время предметной классификации, затрудняются однородные объекты объединить в одну группу.

Отчетливое проявление инертности мышления наблюдается и в ассоциативном эксперименте, когда появляется много запаздывающих ответов – ответы даются не на то слово, которое предъявляется, а на прежнее.

Такая ситуация складывается потому что большее сигнальное значение имеет следовой раздражитель, а не актуальный.

Например, больные к слову «пение» противоположным словом называют «молчание», а к слову «колесо» – называют слово «тишина».

Таким образом, мыслительная деятельность будет полноценной тогда, когда будет сохранена ее общенациональная и личностная стороны, а также их динамика.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления

Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих действий.

К нарушениям мотивационного компонента мышления относятся:

Разноплановость мышления характеризуется отсутствием логических связей между различными мыслями. Суждения больных о том или ином явлении протекают как бы в разных плоскостях. Они могут точно понять инструкцию, обобщить предложенные объекты на основании существенных свойств предметов. Однако не могут выполнять задания в нужном направлении.

Выполняя задание «классификация предметов», больные могут объединять объекты то на основании свойств самих предметов, то на основании собственных установок и вкусов.

Рассмотрим несколько примеров разноплановости мышления.

1. Больной выделяет группу предметов «шкаф, стол, этажерка, уборщица, лопата», так как это «группа выметающих плохое из жизни», и добавляет, что «лопата – эмблема труда, а труд несовместим с жульничеством».

2. Больной выделяет группу предметов «слон, лыжник», так как это «предметы для зрелищ. Людям свойственно желать хлеба и зрелищ, об этом знали древние римляне».

3. Больной выделяет группу предметов «цветок, кровать, кастрюля, уборщица, пила, вишня», потому что это «предметы, окрашенные в красный и синий цвета».

Приведем примеры выполнения задания «исключение предметов» одной из больных с разноплановостью мышления:

1) предъявляются картинки «лампа керосиновая», «солнце», «электрическая лампочка», «свеча»; больная исключает солнце, так как «это естественное светило, остальное – искусственное освещение»;

2) предъявляются картинки «весы», «часы», «термометр», «очки»; больная решает удалить очки: «Очки отделю, не люблю очков, люблю пенсне, почему их не носят. Чехов ведь носил»;

3) предъявляются картинки «барабан», «наган», «военная фуражка», «зонтик»; больная удаляет зонтик: «Зонтик не нужен, сейчас носят плащи».

Как мы видим, больная может выполнить обобщение: она исключает солнце, так как это естественное светило. Но затем она выделяет очки на основании личного вкуса (так как «она не любит их», а не потому, что они не являются измерительным прибором). На этом же основании она выделяет зонтик.

Ссылка на основную публикацию
Размеры кальцинатов в легких
Что такое кальцинаты в легких? Кальцинатами медицинские специалисты именуют скопление нетипичных для определенного органа, тканей, которые заполнены отложения кальциевых солей....
Развитие околоносовых пазух у детей
Риносинусит (синоним — синусит) — это заболевание, которое сопровождается воспалительным процессом в слизистой носа и околоносовых пазухах. Про синусит у...
Развитие органов мужской половой системы
Строение репродуктивной системы мальчиков К мужским наружным половым органам относятся половой член и мошонка. К внутренним – яички и их...
Размеры окружности головы у детей
Размер головы ребенка и его окружность – показатель, которому уделяется особое внимание педиатрами, особенно у младенцев. Увеличение окружности головы маленького...
Adblock detector